Вторник, 17.09.2024, 18:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт Управления образования
Корткеросского
района

Меню сайта
«Дети России Онлайн»

Главная » 2024 » Сентябрь » 17 » Часто задаваемые вопросы ПМПК
12:48
Часто задаваемые вопросы ПМПК

 1.ВОПРОС: Кто такие дети с ОВЗ? Какие заболевания дают основания получить статус ОВЗ?

 ОТВЕТ: Понятие "обучающийся с ОВЗ" - психолого-педагогический  термин, он не всегда напрямую связан с наличием какого-либо заболевания  у ребёнка. Он говорит о том, что возможности к обучению у ребёнка  затруднены вследствие проблем в физическом, психологическом или  интеллектуальном развитии - тяжелых нарушений речи, слуха, зрения,  опорно-двигательного аппарата, ЗПР, расстройств эмоционально-волевой  сферы, интеллектуальных нарушений. Такие дети нуждаются в особой  помощи и поддержке в системе образования - специальных условиях для  получения образования.

  Таким образом, категория "обучающийся с ОВЗ" определена не с точки   зрения наличия какого-либо диагноза, ограничений по здоровью, а с точки   зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - ПМПК.

2.ВОПРОС: В чем разница: «ребенку нужна психолого-педагогическая помощь» и «ребенку нужны специальные условия обучения»?

ОТВЕТ: Если речь идет о том, что ребенок нуждается в психолого-педагогической помощи – это означает, что он может обучаться по основной общеобразовательной программе (ООП), но ему требуется небольшая поддержка специалистов (педагога-психолога и/или учителя-логопеда). Такую поддержку образовательное учреждение может предоставить обучающемуся   по решению психолого-педагогического консилиума (ППк) образовательной организации и поход на ПМПК не нужен.

Если в рекомендациях ПМПК указаны «специальные условия обучения и воспитания», это означает, что ребенок является «обучающимся с ограниченными возможностями здоровья» и нуждается в специальных условиях для получения образования.

Под специальными условиями понимаются условия, определенные Законом об образовании №273 – ФЗ: специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), тьюторское сопровождение, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

3.ВОПРОС: Могут ли специалисты ПМПК передать информацию, связанную с обследованием ребёнка на ПМПК, в какие-либо организации?

ОТВЕТ: Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная   с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной  (в соответствии с п. 8 действующего Положения о психолого-медико-педагогической комиссии Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082). Информация, содержащаяся в заключение, является конфиденциальной, т.е. не разглашается третьим лицам.

Специалисты ПМПК в обязательном порядке подписывают документ с предупреждением об административной ответственности за разглашение информации.

4.ВОПРОС: Могут ли отказать в приёме в обычную школу или отчислить из школы, если у ребёнка есть заключение ПМПК?

ОТВЕТ: Ребёнку может быть отказано в приёме в школу на принципах равных условий только при отсутствии свободных мест в соответствии с п.4 ст. 67 ФЗ-273 «Об образовании в РФ». Если в образовательной организации по месту жительства мест нет, необходимо обратиться в управление образования своего района для направления в другую образовательную организацию. Заключение ПМПК не является основанием для отказа в обучении. Отчисление из образовательной организации осуществляется только по личному заявлению родителей (законных представителей).

В соответствии ч.3 ст.55 ФЗ-273 «Об образовании в РФ» определяет особый порядок приёма детей на обучение по АООП - только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

5. ВОПРОС: Нужно ли проходить с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию перед поступлением в 1 класс, если заключение уже было получено ранее, ри поступлении в дошкольное учреждение?

ОТВЕТ: Если ребенку по-прежнему необходимы специальные условия для получения образования, то да, при переходе с одного уровня образования  на другой необходимо вновь пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

6.ВОПРОС: Нужно ли проходить с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию перед поступлением в 5 класс, если заключение уже было получено ранее, при поступлении в начальную школу?

ОТВЕТ: Если ученику по-прежнему требуются специальные условия для получения образования, то да, необходимо. Заключение ПМПК действительно на уровень образования, то есть на дошкольный уровень, начальную школу и пр. Если при поступлении в школу ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), то такое заключение ПМПК действительно на весь период его обучения в школе (то есть проходить ПМПК нужно лишь при поступлении в школу).

7.ВОПРОС: В заключении ПМПК написано, что ребенку необходимо обучение по адаптированной программе, указан и ее вариант. Что это за программа и какие у нее бывают варианты?

ОТВЕТ: Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Школьные адаптированные программы для одной категории обучающихся с ОВЗ имеют несколько вариантов: от 1 до 4.

Вариант программы 1, предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его развитие приближено к возрастной норме, но ему требуется поддержка специалистов. Кроме того, учитель на уроке так же организует коррекционно-развивающую поддержку.

Вариант программы 2 – обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, но в пролонгированные сроки обучения, как и сверстники без ОВЗ.

Эти дети на момент поступления в школу не достигают уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что усвоение программы для ребенка будет растянуто на более длительный срок. Коррекционная направленность обучения будет пронизывать весь учебный процесс. С таким учеником обязательно будет проводиться коррекционно-развивающая работа специалистами, а на уроках педагоги будут организовывать ему необходимую поддержку.

Варианты программ 3 и 4 – обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями условно нормативно развивающихся сверстников. Обучение по третьему варианту означает, что у ребенка при ведущем нарушении (слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройстве аутистического спектра), имеется еще и умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности. Третьему варианту аналогичен 1-ый вариант АООП для обучающихся с умственной отсталостью.

Если ребенок не может освоить вариант 3, в связи с более тяжелым интеллектуальным недоразвитием (то есть это уже не легкая, а умеренная, тяжелая или глубокая степень умственно отсталости), либо это тяжелые  и множественные нарушения развития, то он получает образование  по варианту 4 (аналогичен ему вариант 2 для обучающихся с умственной отсталостью).

Обучение по 3 и 4 вариантам осуществляется по учебным планам, существенно отличающимся от учебных планов вариантов 1 и 2. Академический компонент образовательной программы в этом случае уменьшается, большее внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции.

Варианты 3 и 4 предполагают выдачу (по окончании школы) не аттестата, а свидетельства об обучении.

8.ВОПРОС: Каковы мои действия как родителя после получения заключения ПМПК на ребенка, где ему прописаны специальные условия получения образования?

ОТВЕТ: a) Родители/законные представители передают в образовательную организацию заключение ПМПК и пишут заявление на имя руководителя образовательной организации о согласии на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) и необходимости создания специальных условий получения образования. Если есть, прикладываются также копии справки об инвалидности и копия индивидуальной программы реабилитации и абилитации.

b) После получения от родителей/законных представителей письменного согласия на комплексное обследование ребенка, проводится психолого-педагогический консилиум образовательной организации (ППк), где уточняются и конкретизируются рекомендации ПМПК для ребенка. Родители/законные представители имеют право присутствовать на ППк при обсуждении вопросов, касающихся их ребенка, но могут ознакомиться с решением консилиума и в заочной форме. Протокол или решение ППк подписывается родителями/законными представителями.

c) После психолого-педагогического консилиума образовательная организация разрабатывает рекомендованную обучающемуся АООП (если она еще не была на тот момент разработана в школе), создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.

9.ВОПРОС: Где можно увидеть адаптированную основную общеобразовательную программу, по которой обучается мой ребенок?

ОТВЕТ: Адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП) разрабатываются образовательной организацией самостоятельно. Эти программы разрабатываются на уровень образования (дошкольный, начальный и пр.) и для тех категорий обучающихся, которые на этот момент обучаются. В основе разработки АООП лежат примерные адаптированные основные общеобразовательные программы, которые представлены на сайте государственной информационной системы «Реестр примерных основных общеобразовательных программ» (fgosreestr.ru). Механизм разработки и утверждения АООП прописываются в локальном акте образовательной организации, который может быть назван как «Положение о порядке разработки и реализации адаптированных основных (обще) образовательных программ». После утверждения АООП размещается на сайте образовательной организации.

10.ВОПРОС: Может ли образовательная организация без согласия родителей/законных представителей записать ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию?

ОТВЕТ: Нет, обследование ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) возможно только с согласия родителей/законных представителей.

Родители/законные представители могут обратиться на ПМПК как по рекомендации специалистов образовательной организации, так и приняв такое решение самостоятельно.

11.ВОПРОС: Обязаны ли родители/законные представители сообщать в образовательную организацию о том, что они с ребенком посетили ПМПК, а также о содержании полученного там заключения?

ОТВЕТ: Нет, не обязаны. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) носит для родителей/законных представителей детей рекомендательный характер.

Но все же стоит при этом понимать, что, если ребенку необходимы специальные условия получения образования, а родители/законные представители своими действиями препятствуют этому, они тем самым нарушают права ребенка.

12.ВОПРОС: В течение какого времени родителям/законным представителям нужно передать заключение ПМПК в образовательную организацию?

ОТВЕТ: Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения.

13.ВОПРОС: Обязана ли образовательная организация создать обучающемуся специальные условия получения образования при наличии соответствующего заключения ПМПК, если у школы не хватает нужных специалистов (например, учителя-дефектолога)?

ОТВЕТ: Представленное родителями/законными представителями обучающегося заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является основанием для создания образовательными организациями рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей. Образовательная организация должна найти пути решения возникающих у нее, в связи с этим трудностей, в том числе, и найти нужных специалистов. Это возможно сделать путем сетевой реализации образовательных программ.

14.ВОПРОС: Имеет ли право школа перевести на индивидуальный план обучения ребенка, если родители с этим не согласны?

ОТВЕТ: Нет, не имеет права. Перевод на индивидуальный учебный план осуществляется только с письменного согласия родителей/законных представителей.

Если такое предложение от специалистов школы поступило, родителям/законным представителям, прежде чем отказываться, важно понять, с чем это связано. И действовать, исходя из интересов своего ребенка.

15.ВОПРОС: Как можно перевести ребенка с ОВЗ на обучение на дому?

ОТВЕТ: Инициировать перевод обучающегося на обучение на дому может только врач. Для этого в том медицинском учреждении, где наблюдается ребенок, нужно получить справку, что ему рекомендована эта форма обучения (врач при этом руководствуется утвержденным списком заболеваний).

Полученное заключение необходимо принести в школу, написать соответствующее заявление на имя руководителя, и уже по приказу руководителя вашего ребенка переведут на обучение на дому.

16.ВОПРОС: Если ребенок с ОВЗ переведен на обучение на дому, должны ли специалисты службы психолого-педагогического сопровождения проводить с ним занятия?

ОТВЕТ: Да, должны. Независимо от того, обучение это в школе или на дому, все специальные условия, которые указаны в заключении ПМПК для вашего ребенка, должны выполняться в полном объеме.

17.ВОПРОС: Если ребенку сложно посещать все уроки в школе, его обязательно нужно перевести на обучение на дому?

ОТВЕТ: Если лечащий ребенка врач рекомендует перевести его на обучение на дому, тогда вы вправе это сделать. Если нет таких показаний, но вы считаете, что все уроки посещать ему сложно (по разным причинам), следует проговорить это с педагогами со специалистами на школьном психолого-педагогическом консилиуме. Это, при обоюдном согласии, даст возможность перевести обучающегося на индивидуальный учебный план. Такое решение даст возможность посещать ему школу в индивидуальном, подобранном исходя из возможностей, режиме.

18.ВОПРОС: Какой документ получит ребенок, если он будет обучаться по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью?

ОТВЕТ: Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 60, п.13) лицам с различными формами умственной отсталости, обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Более подробная информация представлена в Приказе Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. N 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам  с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».

19.ВОПРОС: Где родители могут посмотреть программу, по которой будут обучать ребенка (ПМПК рекомендовано обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью)?

ОТВЕТ: Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной организацией в соответствии со ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки     РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) и с учетом примерной Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с которой можно ознакомиться на сайте (fgosreestr.ru). Механизм разработки и утверждения АООП прописываются в локальном акте школы (как правило, он носит название «Положение о порядке разработки и реализации адаптированных основных (обще)образовательных программ»). После утверждения АООП размещается на сайте образовательной организации.

20.ВОПРОС: Обязаны ли родители/законные представители предоставить  в образовательное учреждение заключение ПМПК о том, что ребенку рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью?

ОТВЕТ: Нет, не обязаны. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) носит для родителей/законных представителей детей рекомендательный характер.

Но все же стоит при этом понимать, что, если ребенку необходимы специальные условия получения образования, а родители/законные представители своими действиями препятствуют этому, они тем самым нарушают право ребенка на получение доступного и качественного образования. Обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью существенно отличается от обучения по основным образовательным программам. Для развития ребенка с умственной отсталостью и коррекции имеющихся у него трудностей очень важно создать специальные условия образования. Это можно сделать только по предоставленному заключению ПМПК и обучая его по соответствующей АООП.

21.ВОПРОС: Могут ли школьники с умственной отсталостью учиться  во вторую смену?

ОТВЕТ: Согласно «Санитарно-эпидемиологическим требованиям  к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28) образование для всех обучающихся с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, осуществляется в 1 смену по 5 дневной учебной неделе.

22.ВОПРОС: Ребенку, обучающемуся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью нужны какие-то особые учебники?

ОТВЕТ: Обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) должно быть организовано с использованием специальных учебников.

Во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что учет особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливает необходимость использования специальных учебников, адресованных данной категории обучающихся; подбора специального учебного и дидактического материала. Для закрепления знаний, полученных на уроке, а также для выполнения практических работ необходимо использование рабочих тетрадей на печатной основе, включая специальные прописи.

23.ВОПРОС: Если ребенок начал обучаться в школе только в 9 лет  по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью, то его в 18 лет отчислят из школы?

ОТВЕТ: Нет, обучающийся с умственной отсталостью имеет право закончить обучение по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) несмотря на то, какой у него возраст.

24.ВОПРОС: Может ли психолого-педагогический консилиум школы перевести ребенка, обучающегося по АООП образования обучающихся  с умственной отсталостью с 1 варианта на 2, если у него плохие оценки  за контрольные работы?

ОТВЕТ: Психолого-педагогический консилиум школы не может перевести ребенка, обучающегося по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью с 1 варианта на 2-ой ни по какой причине. В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что переход обучающегося с одного варианта АООП на другой возможен только на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Только в ПМПК могут дать новое заключение  с измененным вариантом АООП.

25.ВОПРОС: Ребенку рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Нам положен тьютор?

ОТВЕТ: Во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) указано, что при необходимости в процессе реализации АООП возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).

Необходимость в тьюторе определяет либо психолого-медико-педагогическая комиссия (отмечая это в своем заключении), либо психолого-педагогический консилиум школы, если видит в этом необходимость (данное решение принимается на заседании ППк и обязательно согласуется с родителями/законными представителями).

26.ВОПРОС: Чем тьютор отличается от ассистента?

ОТВЕТ: Тьютор – специалист в области воспитания, относящийся к педагогическим работникам, имеющий педагогическое образование. Требования к образованию данного специалиста, его трудовые функции, и т.д. прописаны в профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017 г. №10н «Об утверждении профессионального стандарта в области воспитания». Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 26.01.2017 г. № 45406). Он оказывает именно педагогическую поддержку ребенку.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья относится к младшему обслуживающему персоналу, обобщенная трудовая функция которого – деятельность по оказанию технической помощи инвалидам и лицам  с ограниченными возможностями здоровья. Более подробная информация содержится в профессиональном стандарте «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 г. N 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник)» по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»).

27.ВОПРОС: Определяют ли форму обучения (очное, очно-заочное, заочное) специалисты ПМПК?

ОТВЕТ: Нет, не определяют. Это решение принимается родителями (законными представителями) совместно с образовательной организацией  (в соответствии п. 3 ст. 44 ФЗ-273 «Об образовании в РФ») с учётом мнения ребёнка, рекомендаций врачебной комиссии, исходя из состояния здоровья ребёнка и других актуальных жизненных обстоятельств. 

ПМПК же определяет вариант АООП, по которой будет реализовываться образование.

28.ВОПРОС: Нужно ли проходить ПМПК ребёнку, который достиг семилетнего возраста, чтобы остаться обучаться в ДОО?

ОТВЕТ: Данный вопрос к полномочиям ПМПК не относится. В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Соответственно, этот вопрос решается совместно администрацией дошкольной образовательной организации и родителями. Дать рекомендации о необходимости остаться в детском саду после достижения возраста семи лет может психолого-педагогический консилиум детского сада.

29.ВОПРОС: Нужно ли проходить ПМПК ребёнку, который не достиг возраста 6,5 лет и ранее не обучался по АООП дошкольного образования, перед поступлением в школу?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации" получение начального общего образования  в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте. Соответственно, к полномочиям ПМПК данный вопрос не относится.

 


Категория: | Просмотров: 10 | Добавил: administrator | Дата: Сегодня | Комментарии (0)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Календарь
«  Сентябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Наш опрос
Что бы Вы хотели видеть на нашем сайте?
Всего ответов: 207

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz